УСЛУГИ
КЕЙСЫ
КОМАНДА
БЛОГ
О НАС
КОНТАКТЫ
БЛОГ

Раскол в базе подписчиков! Как сегментация взрывает метрики

Раскол в базе подписчиков! Как сегментация взрывает метрики
Время прочтения: 10 минут
Автор: Мария Агеева
Сегментация клиентской базы ― ключевой элемент эффективной email-маркетинговой стратегии. Разбивая подписчиков на целевые группы, вы обеспечите им максимально релевантный и персонализированный контент. А это многократно повысит отдачу от email-рассылок.

Сегментация ― это не просто создание нескольких категорий. Это глубокое изучение интересов, предпочтений и потребностей клиентов с целью выделения действительно ценных целевых групп. Так вы сможете формировать email-кампании, соответствующие запросам каждого сегмента.
Интернет-магазин женской одежды. База подписчиков состоит из женщин разных возрастов и с разными интересами. Рассылайте одинаковые предложения ― большинство не заинтересуется. Разобьёте базу по возрасту, стилю одежды и другим параметрам ― повысите вовлечённость аудитории, открываемость писем и конверсию.
Всё просто! И интересно, поэтому давайте разберёмся с сегментацией подробно.
Сегментация VS массовая рассылка
В этом сражении пальма первенства, безусловно, принадлежит первому бойцу.

Плюсы сегментации:

👍Повышение релевантности контента
Когда вы рассылаете одно и то же письмо всей базе, большей её часть будет просто безразлично. Но если разбить подписчиков на целевые группы по интересам, возрасту, поведению и другим параметрам, можно формировать максимально релевантные предложения для каждого сегмента.
Для молодых женщин 18-25 лет, любящих casual-стиль, вы можете предлагать трендовые повседневные образы. А для женщин 36-45 лет, предпочитающих классику ― элегантные деловые и вечерние наряды. Такая персонализация куда эффективнее массовых рассылок.

👍Рост вовлечённости аудитории
Релевантный и интересный контент естественным образом повышает активность подписчиков. Они с большей вероятностью будут открывать, читать и взаимодействовать с вашим брендом.
Мы тестировали сегментированные и массовые рассылки одного интернет-магазина одежды. В первом случае клиент получил в 3 раза больше кликов, а конверсия в покупку была в 2 раза выше.

👍Увеличение ROI email-маркетинга
Повышение релевантности и вовлёченности прямым образом влияет на ключевые метрики ― открываемость, кликабельность, конверсию. В итоге ваши email-кампания принесёт намного больше продаж и прибыли.

Наш клиент из сферы красоты увеличил выручку от email-маркетинга на 30% после внедрения эффективной сегментации своей базы подписчиков.
С чего начать
Даже если на первый взгляд кажется, что нет данных, вы сможете сегментировать базу подписчиков.

☝️Самое логичное ― начать с тех сведений о клиентах, которые уже есть в вашем распоряжении. Это может быть базовая информация, собранная при подписке: имя, email, дата регистрации.

Если у вас интернет-магазин, то вы наверняка знаете пол, возраст и географическое местоположение покупателей. Разбивка базы по этим параметрам ― отличная отправная точка для сегментации. Вы можете создавать отдельные email-кампании для женщин и мужчин, для разных возрастных групп, для клиентов из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов.
Идём дальше
Даже самая простая CRM обычно хранит информацию о дате последнего взаимодействия клиента с бизнесом. Этот показатель можно использовать для сегментации. Например, выделять группы активных клиентов, совершавших покупки в течение последних 3-6-12 месяцев, и «спящих» ― тех, кто не контактировал с вами давно. Для каждой группы можно разрабатывать отдельные email-кампании по реактивации.

Вы также можете проанализировать домены email-адресов, чтобы выделить сегменты по типам почтовых сервисов: Gmail, Yandex, mail.ru и т.д. Или провести сегментацию по длине почтового адреса, чтобы идентифицировать группы частных лиц и корпоративных клиентов.

👉Сегментация ― это непрерывный процесс. По мере накопления новых данных о клиентах вы сможете постоянно улучшать и усложнять модели сегментации, выделяя все более точные и ценные целевые группы.

А теперь посмотрим, по каким критериям можно делить базу.
🔭 Сегментация по интересам
Суть её в том, чтобы понять, что именно интересует ваших клиентов, и использовать эту информацию для создания релевантных email-кампаний.

Вы владеете интернет-магазином электроники. Разбейте клиентов на группы по конкретным интересам ― любители гаджетов, геймеры, фотографы, владельцы умных домов и т.д. Тогда сможете настроить для каждой аудитории свои кампании.

📱Например, любителям смартфонов вы будете рассказывать о новинках и акциях на мобильные устройства, для фотографов ― о новых камерах и объективах, а для владельцев умных домов ― об автоматизированных системах управления.
🕒 Сегментация по давности подписки
Есть клиенты, которые подписались на рассылку буквально на прошлой неделе, а есть и такие, кто получает письма уже несколько лет. Очевидно, что эти две группы находятся в совершенно разных состояниях: одни только начинают узнавать о бренде, а другие уже являются постоянными покупателями.

Новичкам, скорее всего, будет интересна информация о продуктах, истории бренда, специальных предложениях. А вот для постоянных подписчиков такие темы уже будут неактуальны ― им нужно что-то другое, например, эксклюзивные акции, информация о новинках коллекций или советы по стилю.

🗓️Новые подписчики до 30 дней.
🗓️Активные подписчики 30-90 дней.
🗓️Постоянные подписчики свыше 90 дней.
📊 Сегментация по RFM-анализу
RFM-анализ позволяет разделять подписчиков на группы в зависимости от их покупательского поведения. Звучит сложно, но на самом деле все довольно просто.

Методика предлагает оценивать клиентов по трём параметрам:
R (Recency) ― давность последней покупки.
F (Frequency) ― частота покупок.
M (Monetary) ― сумма трат, ценность.

Исходя из этих трех показателей, можно разбить базу на несколько сегментов, например:
Лояльные ― высокая частота покупок, высокая ценность, недавняя покупка.
Потенциально лояльные ― высокая частота, высокая ценность, давняя покупка.
Активные, но малоценные ― высокая частота, низкая ценность.
Спящие ― низкая частота, низкая ценность, давняя покупка.
Разовые ― единственная покупка.

Для каждой группы клиентов можно создавать уникальные триггерные рассылки, специальные предложения и другие активности, которые будут попадать точно в цель.
🌍 Сегментация по социально-демографическим данным
В вашей базе могут быть и студенты, и пенсионеры, и молодые мамы, и бизнесмены ― совершенно разные люди с разными интересами и потребностями.

Разбейте этот массив на более мелкие, однородные группы по критериям пол, род занятий, семейное положение и так далее. Проще говоря, выделите из общей базы подписчиков более узкие категории людей со схожими характеристиками.

Скажем, вы разделили подписчиков на группы «молодые женщины 25-35 лет», «мужчины 45-55 лет с высшим образованием» и «семьи с детьми».

Теперь для каждой из них можно готовить персонализированный и релевантный контент.
💻 Сегментация по действиям на сайте
Допустим, на вашем сайте есть несколько разделов: информационный блог, каталог товаров и страница с акциями. И среди ваших подписчиков есть те, кто активно читает статьи, кто-то регулярно просматривает товары в каталоге, а кто-то только интересуется специальными предложениями.

Сегментация по действиям на сайте позволяет выделить таких активных пользователей в отдельные группы.

✍️Читателям блога можно присылать анонсы статей, активным покупателям ― информацию о новинках, интересующимся акциями ― купоны.
🛍️ Сегментация по истории покупок
Среди ваших подписчиков есть те, кто уже приобрёл товары несколько раз. Есть новички, совершившие только одну покупку, а есть те, кто пока ничего не покупал и зашёл на сайт «только посмотреть» 👀.

Выделите эти группы клиентов и создайте категории «постоянные покупатели», «недавние покупатели» и «потенциальные клиенты».

Большинство онлайн-магазинов и CRM-систем имеют встроенные возможности для отслеживания истории покупок клиентов. Вам нужно лишь настроить эти инструменты и создать нужные сегменты в вашей базе подписчиков.
📢 Сегментация по каналу привлечения
Вы продвигаете бизнес сразу по нескольким каналам. У вас есть реклама в соцсетях, на поисковых площадках, баннеры на популярных сайтах, а также вы участвуете в различных офлайн-мероприятиях. В базу email-подписчиков будут люди, которые пришли к вам из совершенно разных источников.

И опять ― настраиваем релевантный контент.

👁️Для подписчиков из соцсетей можно делать акцент на визуальном контенте и интерактивных элементах, характерных для этих каналов. Тем, кто пришёл с сайтов-партнёров, можно давать промокод. Для подписчиков с офлайн-мероприятий будет уместно делать упор на экспертность бренда и личное общение.
🫶 Сегментация по программе лояльности
💭Предположим, что у компании есть программа лояльности с бонусными баллами. Среди подписчиков обязательно будут фанаты этой программы ― они активно копят баллы и охотно их тратят. А есть и те, кто только недавно к ней присоединился, пока робко копит первые баллы. Ну а есть и такие, кто вообще ни разу не воспользовался программой.

Работаем по уже знакомой схеме. Выделяем категории и для каждой продумываем контент:
  • для самых активных, VIP-клиентов ― эксклюзивные бонусы и специальные предложения
  • для тех, кто только присоединился ― рассказываем о преимуществах программы и даём советы, как быстрее накопить нужную сумму
  • для тех, кто пока вообще не участвует ― придумываем и запускаем мотивирующие кампании, чтобы возбудить интерес

Как ещё можно сегментировать:
  • по ответу на рассылку
  • по типу устройства (ПК, смартфон, планшет)
  • по языку
  • по месту проживания
  • по рейтингу
  • по профессии
  • по категории продукта

Ещё раз подчеркну, что сегментация базы позволит существенно повысить эффективность email-коммуникаций. Но здесь нужно учесть два нюанса.

Во-первых, не пытайтесь сразу разбить свою базу на десятки узких сегментов. Начните с самых простых и важных критериев. Например, разделите подписчиков по возрасту, полу или истории покупок. Так вы быстрее увидите первые результаты.

Во-вторых, не увлекайтесь чрезмерным анкетированием, собирая информацию у подписчиков. Иначе вы рискуете оттолкнуть людей. Вместо этого подумайте, что именно делает ваших клиентов особенными, и сфокусируйтесь на этих характеристиках.

Если будут вопросы, приходите к нам в AgeBrand ― разберёмся вместе!

А ещё читайте наши новости в ВК, чтобы не пропустить выход новых статей на сайте!

Оставьте реакцию на статью!
Лидеры просмотров
Будьте в курсе новостей email-маркетинга ― подписывайтесь на рассылку Agebrand
Узнавайте о новых статьях и советах первыми!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ ПРЯМО СЕЙЧАС
Я соглашаюсь на обработку моих персональных данных и с политикой конфиденциальности